Общероссийский народный фронт собрал на своей площадке предствителей детских лагерей и экспертов из 20 регионов страны, чтобы обсудить итоги летней оздоровительной кампании 2020 г. Как стало понятно из обсуждения, пандемия поставила подавляющее большинство из них на грань банкротства.
В феврале-марте они потратили средства от поступивших предоплат по госконтрактам и полученные за продажу путевок частным компаниям и гражданам на подготовку к сезону. С марта по июнь они тщательно выполняли требования Росприроднадзора, изыскивая и тратя на это дополнительные средства. Но о том, что сезона не будет в связи с запретом перевозки детей по стране, узнали лишь в конце июня. В результате на сегодняшний день у многих скопились долги за невыполненные контракты и невозвращенные путевки (либо кредиты, которые они взяли, чтобы вернуть деньги клиентам или выполнить требования Росприроднадзора), задолженности перед налоговыми органами, арендаторами (если лагерь арендует базу), за услуги ЖКХ и по зарплатам.
Большинство детских лагерей, и так имеющих низкую рентабельность, не смогли работать по требованиям Роспотрбнадзора (50% заполняемость), понимая, что этим лишь усилят свое долговое бремя. Попытка перепрофилироваться на семейный отдых также не увенчалась успехом в силу специфики инфраструктуры детских лагерей.
В результате, по оценкам участников отрасли, заполняемость детских лагерей составила порядка 15–20%. В Краснодарском крае из 109 таких учреждений работало лишь 44. По оценкам местных властей, детские лагеря и пансионаты недополучили более 4,5 млрд руб. в этом сезоне. Процент оздоровившихся детей из-за ограничений Роспотребнадзора, закрытия из-за нерентабельности лагерей и запрета на перевозку детей в этом году не превысил 20%. Московская область расторгла контракты на 3 тыс. путевок с Краснодарским краем и 4 тыс. путевок с Крымом, по данным областного Минэкономразвития.
Кроме того, у собственников детских оздоровительных учреждений нет понимания того, как они будут готовиться к следующему сезону, поскольку денег на это нет. Те государственные контракты, исполнение которых удалось перенести на следующий год, придется выполнять по прошлогодним ценам, работая в убыток. Частные компании уже сегодня заявляют, что никаких предоплат предоставлять больше не собираются.
Федеральными мерами поддержки детские лагеря не смогли воспользоваться из-за специфики сезонной работы при большом числе занятых. Региональные меры поддержки (снижение налога на имущество, компенсация затрат на капремонт, субсидии на закупку оборудования, необходимого для борьбы с коронавирусной инфекцией) не в состоянии решить финансовые проблемы, с которыми столкнулись организации детского отдыха.
И руководители детских лагерей, и региональные органы власти согласились, что для эффективной помощи отрасли необходимо ввести отдельный ОКВЭД (сейчас идут под единым для всех санаторно-курортных и туристических организаций).
Кроме того, необходима разработка федеральной программы, которая помогала бы на системной основе лагерям и регионам поддерживать инфраструктуру в должном состоянии и не тратить на это деньги приобретателей путевок. Сюда же можно было бы погрузить средства грантовой поддержки для учреждений, разрабатывающих наилучшие практики детского отдыха и оздоровления.
Также было предложено, разработать беспроцентный кредитный продукт для того, чтобы лагеря смогли рассчитаться с накопившимися долгами и подготовиться к следующему сезону. Он должен предоставляться под условия сохранения сферы деятельности в течение трех лет и объемов оказания услуг. Еще одним предложением стало расширение действия постановления правительства РФ от 27.07.2019 №968 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей и по организации отдыха детей и их оздоровления», которое на сегодняшний день компенсирует детским лагерям часть процентов по кредитам на развитие инфраструктуры, модернизацию материально-технического оснащения и реализацию мероприятий по кадровому обеспечению. Участники совещания предложили смягчить требования к детским лагерям, предъявляемые постановлением, чтобы им мог воспользоваться более широкой круг лагерей, и расширить список мероприятий, на которые они смогут получить льготное кредитование.
«Эпидемиологическая ситуация в стране повлияла на множество аспектов нашей жизни, в том числе на семейный отдых и отдых детей. В этой связи посчитали важным обсудить данный вопрос на площадке ОНФ. Вопросы здравоохранения всегда были на нашем особом контроле, как и вопросы детского здоровья, ОНФ продолжит ими заниматься и держать ситуацию на контроле», – отметил заместитель руководителя Исполкома ОНФ Арсений Беленький.
Вместе с тем предложено предоставить рассрочку для детских лагерей при оплате налогов. Представители Минэкономразвития, Минпросвещения и Минздрава обещали проработать высказанные предложения. «Раз такая кризисная ситуация возникла в этой отрасли, то давайте воспользуемся ею, чтобы глубоко посмотреть на нее с точки зрения будущего. Думаю, ни одного человека не найдется, который скажет, что летняя оздоровительная кампания не нужна. Думаю, мало найдется людей, которые думают, что это забота регионов и муниципалитетов. Это государственная задача и решать ее нужно с использованием федеральных инструментов. Да, регионы нужно подключать и решать вопросы, которые зависят от них. Но не заставлять их решать вопросы государственной политики. В этой связи совместно мы выработали реальные предложения, которые спасут детские лагеря и оздоровительную кампанию 2021 г. В ОНФ создана рабочая группа по взаимодействию с органами власти для проработки этих и других предложений. Будем совместно работать для их реализации», – прокомментировала депутат Государственной думы РФ, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.